lana_artifex (lana_artifex) wrote,
lana_artifex
lana_artifex

Categories:

Суть дионисийского начала в человеке



Дионис в свём воплощении бога Вакха - это бог виноделия. Именно он, согласно мифологии, путешествовал изгнанником, потому что зачатый Зевсом от смертной женщины Семелы, как все внебрачные дети Зевса был гоним Герой - ревнивой супругой Зевса. Скитаясь, Вакх везде учил людей сажать и возделывать виноград и делать из него вино. В то античное время, хоть этого и нельзя утверждать с большой точностью, к вину относились немного иначе.

Были культы, к которым имели доступ только посвящённые, которые через вино входили в состояние божественного экстаза. Но дело было не только лишь в вине, - это были мистерии, где творилась алхимия сознания, с помощью различных составляющих. Эти культы помогали раскрыть дионисийское начало в себе, - это несло человеку античности счастье и освобождение от стресса повседневной жизни.

Так что же лежит в основе дионисийского начала? Как говорилось ранее, Дионис являет полную противоположность Аполлону. Он преодолевает любой порядок и всяческую форму. Дионис — это неоформленное, хаотическое в каждом из нас. Если упорядоченность предстает как линейное время, то Дионис преодолевает время. Существо, захваченное Дионисом, пребывает вне времени. Уже нет прошлого, нет будущего, а значит и о настоящем говорить не приходится. Дионис — божество изначальной воли, изначальной жизни, которая не знает определенности, которая не знает индивидуации. По Ницше, принцип аполлонического — это принцип индивидуации, principium individuationis. Аполлон делает индивидуальным, то есть ограниченным, оформленным, выделяет индивида из какого-то общего потока. А сила Диониса направлена в обратную сторону, она снимает индивидуальность, преодолевает ее. Поэтому неудивительно, что все состояния, которые мы можем условно обозначить как дионисийские, это экстатические состояния. Экстазис — выход из своих границ, выход "за рамки", преодоление своего Эго. Чаще всего это опьянение - но это только одно из многих проявлений Диониса - в его ипостаси Вакха. Это своего рода "начальный уровень" знакомства с Дионисом, а самое интересное - впереди.
Об этом говорит и Ницше, он связывает с дионисийским буйством именно опьянение. Но опьянение в каком-то расширенном смысле, вовсе не обязательно алкогольное опьянение, хотя и оно тоже. Танец, сексуальный акт, мистерия (мистериальное действо, мистериальный праздник) — это все экстатические состояния, во время которых сознание расширяется, человек выходи за привычные рамки, выходит из границ своего Эго. К примеру, в контексте дионисийского праздника мы уже не можем говорить о каких-то личностях, о каких-то отдельных существах, которые принимают участие в этом празднике. То есть это единая бесформенная масса опьяненных экстатических тел. Дионис — это вечный праздник, за ним следует его свита, менады, которые пребывают в бешенстве.


Омара Хайяма читал каждый, - он восхвалял вино, восхвалял любовь и презирал смерть, тлен. Он говорил: "живи сейчас, живи при жизни", не задумывайся - что там тебя ждёт в будущем, "пей вино и юных красавиц ласкай". Но в его словах есть более глубокий смысл.
Аль-Фарид, суфийский мистик 12 века, видит в том, что сейчас принято называть дионисийским началом, "путешествие по реке жизни к её истоку":
"Вот вино! Пей его! Если хочешь, смешай
С поцелуем любви - пусть течёт через край!
Пей и пой, не теряя священных минут,
Ведь вино и забута друг друга бегут.
Охмелевший от жизни поймёт, что судьба -
Не хозяйка его, а всего лишь раба.
Трезвый вовсе не жил - смысл вселенский протёк
Мимо губ у того, кто напиться не мог,
Пусть оплачет себя обнесённый вином -
Он остался без боли на пире земном
"
                                                          (Аль-Фарид)

И еще об опьянении. В оригинале у Ницше используется слово rausch. На английский порой переводится как intoxication, но это означает как раз алкогольное опьянение. Понимать же это слово необходимо в расширительном смысле. Что касается алкоголя, то в «Утренней заре» (и не только) Ницше будет критиковать повсеместный немецкий алкоголизм. Что делает человек, когда он бросается в пучину такого низменного алкогольного опьянения? Он бежит от жизни, не хочет ее принимать, он хочет забыть жизнь и забыть себя. Но дионисийское опьянение направлено как раз на то, чтобы сказать жизни «да», это утверждающая сила. И алкоголь - только одна из частей утраченного знания о просветлении - просветлении через саму Жизнь.
Tags: Ницше, дионисийский человек, дионисийское начало, культ Диониса, смысл жизни
Subscribe

promo lana_artifex november 29, 2017 12:31 8
Buy for 10 tokens
Бильярд - моя любимая игра после шахмат и го) Бильярд прекрасно иллюстрирует тайну увеличения энтропии. Столкновение двух шаров для бильярда в пространстве 2х измерений содержит почти все элементы столкновения между двумя атомами гелия в трехмерном пространстве. В начале игры…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments