lana_artifex

Categories:

Матрица восприятия

Почему человек учится быть счастливым порой на протяжении всей жизни, и не всегда достигает успеха в этом? С чем связаны такие (зачастую затяжные) состояния, как депрессии, чувство одиночества, подавленности? Как объяснить иногда возникающее (а у некоторых тонко чувствующих людей весьма устойчивое) подсознательное тотальное чувство несвободы, нахождения «в рамках» общества, Системы? На эти вопросы отчасти отвечает архетипическая психология. Дж. Хиллман, её основатель, и русский учёный, проф. В. Лебедько выделяют и исследуют программные установки и шаблоны нашего восприятия, «туннели реальности», сдерживающие развитие, мешающие наслаждаться всеми возможностями нашей жизни. Далее привожу выдержки из их статей и книг.

С большой долей вероятности можно определить период жизни, когда система программных установок в человека внедряется. Это происходит уже во время беременности и далее — после рождения — на ранних и поздних стадиях детства.

В раннем детстве внедрение информации в личность человека происходит весьма активно. Внедряются в сознание и создаются основные шаблоны так называемой «Матрицы Восприятия», которые и определяют последующее поведение человека на долгие годы жизни. Особенностью внедрения в этот период является безусловность, тк критического мышления у ребёнка ещё нет. Процесс импринтирования, т.е. программирования и фиксации у ребёнка матричных шаблонов поведения бывает как вербальным, так и невербальным — хотя бы потому, что словесные команды в таком возрасте мы воспринимаем ещё необусловленно. При этом контакт с миром, вернее его необходимость, происходит, можно сказать, бурно и с элементами творчества, тк в нас доминирует тенденция «освоения» мира своих родителей — стремление «оказаться на их стороне». 

В раннем детстве — со дня рождения — доминирующими являются принципы невербального усвоения особенностей взаимодействия с миром. Это характерные факторы, воспринимаемые ребёнком грудного возраста в тактильном и сенситивном режиме: холодно-тепло, мокро-сухо, голодно-сытно и тд. Как видим — это двоичная (линейная) система восприятия. Как и в программировании — бинарный код 0 и 1. 

Примерно с 4-5 лет, когда у ребёнка завершается освоение языкового общения, система программных установок восприятия начинает формироваться преимущественно вербально. Доказано, что для большинства людей двоичная (линейная) система восприятия информации сохраняется на всю жизнь. Тем более, что «практический опыт» этого «большинства людей» показывает, что так существовать проще, без особых заморочек: «это хорошо — это плохо, это моё — это не моё, эти за нас, а те — против нас», и тп. Линейное, стереотипное мышление, и ни грамма осознанности — вот кредо для большинства людей.

Система оценок в раннем детстве находится у человека на уровне выживания и полной зависимости от окружающих. Это так называемый 1й уровень безопасности (подробнее об этих уровнях буду подробно рассказывать в след. постах).

Идём далее. По мере взросления, появляются частичные возможности самообеспечения и заботы о себе, которые формируются и совершенствуются всю дальнейшую жизнь. В случае, когда в «матрицу восприятия» воспитатели не вводят оценочный алгоритм троичного (объёмного) общения с миром (чёрное-белое-серое, хорошо-плохо-не хорошо и не плохо, да-нет-ни да ни нет), — в этом случае двоичная система оценок у человека зачастую сохраняется уже во взрослом возрасте, и он оценивает происходящее исключительно «линейно/бинарно».

Разница между двоичной (линейной, бинарной) системой оценок и объёмной — колоссальная! Если у человека «устаревшая операционная система» восприятия, то она всё многообразие мира интерпретирует дискретно, весьма «вольно» соединяя отдельные факты действительности. В результате носитель такого восприятия, такого «узкого туннеля реальности», превращает мир в «чёрный ящик» (термин из кибернетики).

На входе в этот «ящик» человеку хочется многого и без особо тщательного анализа и прояснения подлинности и причин этих «хочук» именно для себя: «красавицу жену, миллион долларов и вечную молодость; волшебника в голубом вертолёте». Про то, как устроен мир, у большинства из его жителей не только весьма смутные представления, но и вообще нет какого-либо желания задуматься о том, что «мир как-то должен быть устроен». В итоге на выходе из «ящика» — соответствующий результат, который со всеми желаниями человека зачастую совсем не совпадает. Это и есть — Реальность. Но и при разочаровании от полученного результата продолжаются те же линейно-бинарные объяснения — происки чертей, демонов, сглаз, порча, «виноваты все, кроме меня» и тд. 

Круг такого обусловленного восприятия замкнут. Этот круг лишает любого, кто в нём находится, непосредственного контакта с подлинным раскладом мироздания. 


(Продолжение в след. посте)

promo lana_artifex november 29, 2017 12:31 8
Buy for 10 tokens
Бильярд - моя любимая игра после шахмат и го) Бильярд прекрасно иллюстрирует тайну увеличения энтропии. Столкновение двух шаров для бильярда в пространстве 2х измерений содержит почти все элементы столкновения между двумя атомами гелия в трехмерном пространстве. В начале игры…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.