lana_artifex

Categories:

Автоматизм реакций и техники манипулирования сознанием (по Чалдини)

Очень часто, в процессе принятия решения или совершения поступка, люди не используют всю имеющуюся у них объективную информацию: они используют только какую-то её часть, представляющуюся самой важной. Обычно это наиболее действенный подход при существующем бешеном ритме современной жизни. Помните тактику "контролируемой глупости" у Кастанеды? Она предполагает осознанность при принятии любого решения, ежесекундно. 

Но, к сожалению, в условиях существования в большом мегаполисе большинство реакций именно автоматические — мозг просто взорвётся, если включать осознанность при каждом из множества выполняемых в течение дня действий.  Человек склонен автоматически реагировать, когда он торопится, испытывает напряжение (боль или стресс), неуверенность, рассеянность, усталость — он сосредотачивает внимание на меньшем объёме доступной информации и реагирует автоматически — на основании своего предыдущего опыта или подчиняясь правилу конформизма ("как все — так и я").

И именно этим свойством человека совершать автоматические действия пользуются манипуляторы во всех сферах жизни. Заманивают что-то купить (создавая предложение и формируя спрос), или  откровенно мошенничают — по сути, вся мировая экономика и весь маркетинг на этом построены. Так как же научиться быть более осознанным в современном мире технологий и тонн гигабайт разнородной информации? Как учиться "контролируемой глупости"? 

Просто приведу некоторые техники манипулирования сознанием из книги Р. Чалдини "Психология влияния", и буду учиться помнить о них в повседневной жизни.

1) Система признательности (правило взаимного обмена): человеку оказывают, навязав даже, услугу — если не социопат, он отвечает тем же.

2) Принцип мимикрии (конформизм) — работает и у простейших вирусов, и у людей. (Как все — так и я). Всегда нужно стараться иметь собственное мнение. Шокирующий пример — так называемый "феномен Вертера": самоубийство, широко освещённое в СМИ, вызывает волну новых самоубийств, а также обязательно волну автокатастроф.

3) Правило "отказ — и затем отступление": предъявить сложное для выполнения требование, и затем, после отказа человека выполнить его, "задвинуть" менее сложное для выполнения, и в действительности желаемое. (Часто использовала это правило в своей работе, ранее).

4) Правило авторитетов: человеку часто свойственно слепо доверять авторитетному мнению (пример — знаменитый эксперимент Милгрэма с электрическим током ).

5) Принцип дедовщины — чем больнее ломают психологически и физически, тем сильнее преданность человека организации (об этом подробно рассказывается также в книге Т. Лири "Технологии изменения сознания в деструктивных культах").

6) Принцип создания искусственного дефицита товаров и услуг (пример  — маркетинговый ход компании Apple с лимитированным количеством розовых айфонов 6S, якобы из-за особенных переливов цвета продававшихся в конце 2015 г. на 30 дол. дороже, чем аналогичные модели других цветов).

7) Принцип похожести — НЛП-тактика поведения, при которой человек "зеркалит" тебя, умело подражая твоему собственному голосу, мимике, поведению — работает безотказно. Этому учат на всех годных тренингах по продажам (и по пикапу тоже).

8) Принцип "доброго и злого следователя" — применяется не только в ментовке, но и в технике продаж. 

9) Принцип физической привлекательности и умелой лести — также ведутся все. Знаю по личному опыту)) — кстати, работая в прошлом в продажах, не один год потратила, практикуясь в искусстве грамотного комплимента человеку...подкатить красиво - это не так просто, как кажется. 

10) Принцип дефицита. (Вспоминаем Совок, яркий пример; иногда так делают и украинских супермаркетах (пару раз попадала на такое) - вдруг внезапно во всех магазинах в определённом районе пропадает мука/греча на несколько дней). По Чалдини, люди считают что-то более желанным тогда, когда оно вдруг-внезапно становится менее доступным, чем даже тогда, когда этого постоянно не хватает.

11) Феномен Ромео и Джульетты — запретный плод сладок.

Важно помнить:


promo lana_artifex november 29, 2017 12:31 8
Buy for 10 tokens
Бильярд - моя любимая игра после шахмат и го) Бильярд прекрасно иллюстрирует тайну увеличения энтропии. Столкновение двух шаров для бильярда в пространстве 2х измерений содержит почти все элементы столкновения между двумя атомами гелия в трехмерном пространстве. В начале игры…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.