lana_artifex

Матрицы восприятия: пути Гурджиева

А происходит с нами всегда одно и то же — мы испуганно вглядываемся в создающий нас нарратив и не воспринимаем больше ничего, потому что нашего слабого сознания хватает только на это. И за люминисцентной декорацией, постоянно висящей перед нашими глазами, мы не видим сути того, чем торгует заведение. Мозг держит нас в постоянной белой горячке, чтобы мы не замечали простой и убийственной истины ежесекундного исчезновения всего — и день за днём покупали фьючерсы ООО «Прекрасное Далёко» ( см. https://lana-artifex.livejournal.com/153400.html


Люди — это машины — доведённые до автоматизма существа. Когда они перестанут быть примитивными, плохо работающими машинами — они станут счастливы (Г. Гурджиев)


Тот, кто не может контролировать свои действия — разве может быть счастлив? А кто из нас по-настоящему контролирует себя? (Г. Гурджиев)


Счастье человека в том, чтобы понять: как он устроен, на каком топливе ему лучше работать; а так же: куда и зачем он едет (Г. Гурджиев)


Георгий Гурджиев... — один из самых знаменитых мистиков 20 века настолько исследован, что всё, что о нём ни напишешь, будет выглядеть, как повторение хорошо пройденного. И всё же попытаюсь.

Гурджиев родился в городе Александрополе (сейчас город Гюмри, Армения) в 1877 году. Тогда этот город входил в состав Российской империи. «Гюрджи» — по-турецки «грузин», житель Кавказа. Отец Георгия был богатым скотовладельцем. В один момент весь скот погиб — неизвестный мор уничтожил всё немалое поголовье. Отец духом не пал, стал неплохим плотником, да и вообще был на все руки мастером. 

Всё это — на поверхности. По призванию своему отец Гурджиева был асохом (ашугом) — бардом-рассказчиком, был очень известен по всему Кавказу. Знал огромное количество песен, стихов, легенд и преданий. Сын унаследовал от отца не только сокровища древней мудрости, но и склонность смотреть на мир аллегорически — как на драму с трагическими и комическими элементами.

Сам Гурджиев упоминает влияние со стороны отца, бабки, первых учителей, среди которых был русский священник, декан кафедрального собора, отец Бош. Как отмечает Гурджиев в книге «Встречи с замечательными людьми», декан Бош был незаурядным человеком, увлекался наукой, занимался музыкой. Гурджиев приводит основные принципы отца Боша, которые тот сформулировал для юноши: «Для того, чтобы в ответственном возрасте (для мужчин — между 20 и 23 годами, для женщин — между 15 и 19 годами) человек мог быть действительно человеком, а не паразитом, его образование должно неизменно основываться на следующих 10 принципах:

1. Вера в получение наказания за неповиновение.

2. Надежда получения награды только за заслугу.

3. Любовь к Богу, но безразличие к святым.

4. Угрызение совести за дурное обращение с животными.

5. Страх огорчать родителей и учителей.

6. Неотвращение к червям, змеям и мышам.

7. Радость довольствоваться только тем, что имеешь.

8. Печаль от потери доброжелательности других.

9. Терпеливая выносливость к боли и холоду.

10. Старание рано начать зарабатывать свой хлеб.

Гурджиев частным образом учился православной религии и медицине, но примерно в 20 лет покинул дом. Убеждённый в том, что древние эзотерические традиции всё ещё существуют, он начал свой духовный поиск. Отправился в долгое путешествие по Ближнему Востоку, Египту, Центральной Азии, Тибету и Индии. Эти путешествия он описал в вышеупомянутой книге «Встречи с замечательными людьми», позднее экранизированной режиссёром Питером Бруком. Книга пропитана описаниями чудес, изумительных психических опытов, экзотических обычаев. Испытывая и выдерживая жесточайшие физические невзгоды, участь торговца коврами, бизнесмена, решающего проблемы, проходимца и мошенника, Гурджиев накопил убедительные свидетельства существования неких высших сил.

Знакомство с йогами, факирами, гуру всех мастей и направлений, праведниками, целителями и монахами давало ему столь обширный опыт, что в один момент он понял, что постиг некое знание. В 1912 году он отправился в Москву, где начал пропагандировать своё учение. Гурджиеву было 35 лет.

В основе его учения лежит представление о том, чточеловек изначально не способен осознать свою сущность, играя всю жизнь бесконечные роли. Делает он это совершенно механически и, по сути, является автоматом, реагирующим на внешние раздражители. В каждом человеке наличествуют 3 центра: физический, эмоциональный и интеллектуальный.Сложилось, соответственно, и три способа освобождения. Гурджиев называл их путь факира, мага и йога,но сам предлагал «четвёртый путь», который сочетал в себе черты всех трёх. Согласно ему, воздействие на тело, эмоции и интеллект должно происходить в потоке жизни, тогда как традиционные пути предполагают уход от неё в аскетическое уединение

В результате этой нелёгкой работы человек осознаёт свою сущность, которая скрывается за чередой масок — личностей.

Остановить инерцию, в потоке которой мы обычно движемся в никуда — вот первый и главный шаг на пути к счастью.

Для этого в практике «четвёртого пути» существует масса упражнений, цель которых одна: сбить нас с толку, изменить привычный маршрут, сломать автопилот. Например, отказаться в обыденной речи от слова Я (мне) и слова НЕТ (не).

Только так мы «оказываемся в моменте» и, наконец, имеем шанс увидеть мир, в котором жили до сих пор, не просыпаясь.

Для того чтобы быть счастливым, современному ищущему человеку категорически нельзя делать следующие вещи:

 — Использовать эзотерические учения для достижения низких (бытовых) целей;

 — Смеяться и отворачиваться от житейского опыта, только потому, что тот не вписывается в усвоенную ранее книжную премудрость;

 — Играть со своим и чужим душевным настроем в угоду материальному миру.

Смысл жизни человека по Гурджиеву: 

Разрушить в себе склонность к внушаемости, которая заставляет нас становиться лёгкой добычей "массового гипноза". Мы должны преодолеть космический и социальный гипноз, который овладел человечеством, потерявшим связь со своей сущностной, бытийной основой". Преодоление этого "сна наяву" и есть подлинное счастье.


Гурджиев также всё время подчёркивал ответственность каждого отдельного человека:

Четвёртый путь отличается от остальных тем, что основное требование, предъявляемое человеку — это требование понимания. Человек не должен делать ничего, что он не понимает, за исключением экспериментов, проводящимся под наблюдением и руководством учителя. Чем больше будет понимание того, что делаешь, тем тем больше будут результаты усилий. Это фундаментальный принцип «четвёртого пути». Следуя ему, человек должен сперва убедиться в истинности того, что ему говорят. И пока не убедился, не должен ничего делать. Иначе он теряет себя. упускает ход своей жизни .


Четвёртый путьпо самой своей природе предназначен не для всех. Гурджиев говорил, что знание никто специально не скрывает, но большинству людей это просто неинтересно. «Только 20% всех людей когда-либо серьёзно задумываются об экзистенциальных дилеммах и высших реальностях; только 20% из них решают что-либо предпринять в связи с этим и только 5% из этих двадцати чего-либо добиваются» и только у 20% из этих оставшихся не летит кукуха))

Гурджиев учил: «Единственный путь для развития — создать борьбу внутри себя. Схватка, борьба — вот основа любого развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит — человек остаётся машиной». 

Чтобы пробудить учеников, Гурджиев провоцировал у них чувство внутреннего дискомфорта. Он говорил: «Вы приехали ко мне — бороться с собой и только с собой». Говоря современным языком, создавал «управляемый кризис». Ученикам объяснял, что все его практики преследуют одну цель: включение саморефлексии — самонаблюдения и самосознания, ради того, чтобы пробудиться от сна механической жизни и понять свою истинную сущность. Главной практикой стали физические упражнения под музыку. Определённый набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в чётко заданном ритме.  (Немного напоминает направление йоги, которому сейчас следую я — аштанга виньяса йогу с её строгой последовательностью асан и дыхания, и никакого баловства и режима «проснулись-потянулись-полежали»).

Для всех остальных смысл этих упражнений Георгий Иванович объяснял банально: выполняя их, ученики достигнут полного контроля над своим телом, изучат себя, научатся саморефлексии, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания. Его лучший ученик П. Успенский вспоминал, что сам Гурджиев преследовал другие цели. 

«Несомненно, у меня есть своя цель, — сказал он Успенскому, — однако позвольте мне не говорить о ней вслух. В данный момент моя цель не имеет для вас никакого значения, поскольку вам важно определить свою собственную цель. Любое учение само по себе не преследует никакой цели. Оно лишь может показать человеку наилучший путь для достижения любых целей, которые он захочет поставить для себя».

Закончу свой небольшой и, конечно же, неполный рассказ о Гурджиеве любимым афоризмом Мастера: 

Если вам не дано от природы критически мыслить, ваше пребывание здесь бесполезно.

promo lana_artifex november 29, 2017 12:31 8
Buy for 10 tokens
Бильярд - моя любимая игра после шахмат и го) Бильярд прекрасно иллюстрирует тайну увеличения энтропии. Столкновение двух шаров для бильярда в пространстве 2х измерений содержит почти все элементы столкновения между двумя атомами гелия в трехмерном пространстве. В начале игры…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.